Елена Агафонова:
«Любоваться облаками можно
и из рабочего кабинета»

Елена Агафонова:
«Любоваться облаками можно и из рабочего кабинета»

Накануне Международного дня цирка директор Омского цирка рассказала о послевкусии, которое оставил у неё 2020 год, о том, каким сегодня должен быть трюк, чтобы захватить зрителя, а также о том, почему обезьянам после «карантинной» паузы пришлось сесть на диету.
Накануне Международного дня цирка директор Омского цирка рассказала о послевкусии, которое оставил у неё 2020 год, о том, каким сегодня должен быть трюк, чтобы захватить зрителя, а также о том, почему обезьянам после «карантинной» паузы пришлось сесть на диету.
Елена Филипповна, сейчас уже можно, оглядываясь назад «с высоты» весны 2021 года, говорить про год прошедший. Открытий он подарил множество, какое стало главным для вас?

— Мы поняли, что нас любят, что по цирку скучают. Едва мы сообщили новость, что открываемся, еще до появления активной рекламы стали свидетелями невероятного всплеска интереса: на нас обрушился шквал звонков, сообщений, и в первый же день мы продали 500 билетов. Во время ремонта цирка в 2016 году была подобная ситуация: мы закрывались, открывались, но такого ажиотажа не почувствовали. Думаю, причина в том, что за пять лет мы довольно сильно выросли, поэтому и получили сейчас такую отдачу и признание: зритель нас ждал, и осознание этого очень много для меня значит. Зрители рады, что мы вернулись в омское культурное пространство, а я рада, что к нам вернулись они.

А другие открытия, в том числе и профессионально-личные, случились?

— Да. Признаюсь, год назад ходила и порой печалилась, что у меня много работы, что она съедает всё свободное время, что порой очень устаю… Каждый из нас, наверное, в минуты такой усталости начинает мечтать о некоем оазисе: сидеть в мягком кресле или на морском берегу, наслаждаться видом проплывающих мимо облаков и растущей на солнце травы… Вот что я вам скажу: стало совершенно очевидно, что медитировать на облака и зеленеющую траву лучше всего из окна кабинета после того, как выполнены разного рода рабочие задачи. Одно другому не то что бы не мешает, а наоборот: удовольствие от созерцания облаков выше в разы! Пожалуй, я больше никогда не буду предвкушать подобные моменты и думать, чем займусь, когда работа вдруг закончится… Пусть она не кончается! Для меня очень важно работать, получать результат, а наслаждаться надо уметь всем, в том числе энергией, которую вкладываешь в работу и от которой получаешь невероятную отдачу. Мне определенно нужны задачи, которые нужно решать.

Рада, что возобновилась работа Совета директоров Росгосцирка, председателем которого я являюсь. Динамичной работу сделали и мероприятия, которые мы начали проводить в региональных цирках. В феврале в рамках благотворительной акции «Во имя бьющихся сердец» состоялось представление для врачей, в марте мы отмечали цирковую Масленицу, а сейчас активно ведем подготовку ко Дню цирка. Этот международный праздник ежегодно отмечается в третью субботу апреля, и в этом году приходится на 17 апреля. Нас разбили на четыре региональных группы, одну из них курирую я. Делимся идеями, материалами, взаимодействуем, постоянно общаемся онлайн, получаем новый опыт решения поставленных задач.
Как омский цирк будет отмечать международный праздник?

— Мы, скорее, будем отмечать не День, а Неделю цирка, а возможно, даже Декаду цирка — планов у нас громадье. Откроем экспозицию, посвященную истории омского цирка, планируем провести ряд мероприятий: и открытые репетиции, и мастер-классы от известных артистов, и Парад династий. Цирк — территория семейных ценностей, и эта мысль красной нитью пройдет через весь наш праздник. Цирк — место, где встречаются семьи. В цирке всегда работают семьи: цирковой артист, скорее всего, возьмет в жены кого-то из «своих», а вероятность того, что ребенок, «рожденный в опилках», продолжит дело родителей, максимальна. Дочь гимнастов уже в три года, скорее всего, превосходно сидит в шпагате, а сын жонглеров с юных лет подкидывает и ловит мячики… С другой стороны, цирк — то редкое место, куда можно пойти всей семьей без исключений, без поправки на возраст, культурный бэкграунд и так далее. Можно взять с собой одновременно ребенка, маму, бабушку и мужа, и их впечатления никак не будут связаны с их возрастом.

Выход из карантина для вас совпал со сменой руководства в Российской цирковой компании. Для вас в связи с этим какие-то перемены произошли?

— Стоит, наверное, сказать о том, что я была удостоена высокой чести: от Министерства культуры Российской Федерации мне поступило приглашение в конце февраля принять участие в Комиссии по выборам генерального директора Российской государственной цирковой компании. В состав комиссии помимо представителей федеральных культурных ведомств вошли генеральный директор Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского, народный артист России Эдгард Запашный, известный цирковой продюсер, заслуженный артист России Гия Эрадзе, генеральный директор и художественный руководитель Московского цирка Никулина на Цветном бульваре Максим Никулин. Я стала единственным представителем регионального цирка, которому оказали огромную честь быть экспертом этого значимого конкурса. Постаралась очень серьезно подойти к делу, вникла в программы каждого кандидата.

В результате голосования членов Комиссии по проведению конкурса победителем стал врио генерального директора Росгосцирка Сергей Григорьевич Беляков. Пришла команда, которая активно вовлекает региональных менеджеров в работу, причем речь не о «слепом» и неукоснительном подчинении и следовании инструкциям. Нет! От нас ждут свежих идей, и каждое утро начинается с их обсуждения в формате zoom-конференции. В марте прошла стратегическая сессия, в которой приняли участие руководители филиалов Росгосцирка. На ней мы говорили о самых острых насущных задачах, которые сейчас стоят перед компанией, обсуждали способы их решения, «сверяли векторы». Работа была продуктивной. Порадовало то, что мои ощущения и видение коллег совпадают. Конечно, пути решения мы видим разные, и это замечательно — ищем оптимальные вместе. Эта вовлеченность в процесс, в совместную работу мне очень и очень нравится.
Как вы обозначите основную задачу, которая сейчас стоит перед Росгосцирком?

— Основная задача — поиск новых форм и нового языка выражения при сохранении традиции цирка. Это не всегда просто сделать, поскольку мы работаем в государственной структуре с определенными правилами, устоявшимися приоритетами и сложным внутренним механизмом. Это своего рода замкнутая система, в которой недопустим путь революции. Так что революции не будет. Только эволюция может стать символом перемен, а эволюционный процесс — процесс непростой и небыстрый.

А какие они – новые формы и новый язык циркового искусства?..

— В первую очередь, понятные, привлекательные и интересные публике. Сейчас дети проводят очень много времени в интернете, и им близка определенная эстетика, впрочем, как и их родителям — и это для нас очень важно. Не устаю повторять, что цирк — это мир для всех. Это не «встреча с детством», это, скорее, встреча с собой и с ребенком внутри себя. Ничего детского в цирке, пожалуй, нет. Чтобы понять сложность трюка, нужно быть взрослым, потому что трюк — это сложно, опасно, рискованно… Трюк «примеряют» на себя, чтобы почувствовать, насколько он невероятен и недостижим: чтобы осознать, что чувствует гимнастка под куполом, которая держится за партнера лишь носочком левой ноги, или чтобы пережить с канатоходцем все его эмоции… На это способны лишь взрослые. Но язык самовыражения трюка меняется. Это нормально — он и должен быть другим, не таким, как десять, двадцать, тридцать лет назад. Технологии во всем мире идут вперед, и любому трюку нужна достойная «оболочка»: свет, звук, эффекты. Мы должны быть интересным детям и их родителям, в том числе и достаточно молодым, 30-летним, а потому не можем говорить с ними на языке прошлого века. Поэтому я за синтез: сложного и красивого трюка и его умелой, с использованием современных специальных эффектов, подачи.
Нравится или не нравится, годится или нет: раньше подобную функцию выполняли худсоветы, а сегодня в цирке есть подобная структура?

— Конечно! Это художественно-экспертный совет, который проводит своего рода «диагностику» качества номеров и высказывает свою точку зрения, определяя, насколько номер будет успешен у зрителя. В эту структуру всегда входили лишь творческие люди, но сейчас случились определенные изменения. Состав совета пополнили директора филиалов — те люди, которые занимаются менеджментом. Ведь они, собственно, и несут итоговую ответственность за то, чтобы зритель ушел с программы довольный, с хорошими эмоциями от нескольких часов в круглых стенах цирка. Мне была предложена должность заместителя председателя совета, и я приняла это предложение. У меня личная традиция: в нашем цирке всегда расспрашиваю о номерах всех зрителей, от детей до взрослых. Стараюсь собрать «ассортимент» мнений. С точки зрения привлекательности программы зрительский успех чрезвычайно важен — наряду с художественной ценностью номеров. Замечу: люди редко кардинально расходятся во мнениях, в 80 процентах случаев оценки совпадают. В 20 процентах они могут разниться: иногда сложные трюки поданы так, что «не доходят» до зрителя и не вызывают должных эмоций, иногда — напротив — номер довольно легкий, но хорошо срежиссирован и пользуется успехом. В эту крайность тоже нельзя уходить, потому что зритель не дурак, он рано или поздно «раскусит» этот фокус… Конечно, такие номера имеют место быть в программе, как минимум, для того, чтобы замирающее от страха и волнения сердце — а это в цирке далеко не метафора! — могло отдохнуть от тревоги за артиста и начать биться ровно.
После сложного 2020 года, «года большой паузы», сердца цирковых артистов теперь бьются ровно?

— Огромная благодарность Министерству культуры РФ за то, что благодаря государственной поддержке мы выдержали все невзгоды и в буквальном смысле выжили — в отличие от частных цирков, у которых были проблемы. Крайне сложно пришлось даже тем частным циркам, в которых нет животных.

Наших животных-артистов кормило государство. Конечно, таких перерывов в работе у животных раньше не случалось. В Омске на карантине оказались более ста крылатых, мохнатых, хвостатых артистов. За ними ухаживали, бегемотам устраивали водные процедуры во дворе, лошадям расчищали копыта, в общем, все как положено. Животные в омском цирке ели и креветки, и авокадо, и четыре вида орехов, и охлажденное мясо — кому что положено. Многие животные без репетиций вышли из формы и набрали вес: к примеру, обезьяне Жанне перед началом работы пришлось сесть на диету — на гречку и кефир! Шутки шутками, но государству — огромное спасибо, что весь наш большой цирковой корабль держался на плаву, люди получали зарплату, а артистам накануне нового года даже дали премию. Конечно, в период пандемии им пришлось несладко, многие работали и водителями, и доставщиками еды, вели фитнес-блоги, но у них всегда была поддержка — и это огромное преимущество перед любыми частными цирками. Многие артисты при всем том смогли улучшить свою форму, потому что когда идет обычный репетиционно-рабочий процесс, «прыгнуть выше головы» бывает сложно: и времени не хватает, и энергии… А тут — такая пауза: воплощай мечты в жизнь! Я не знаю ни одного артиста Росгосцирка, кто за время пандемии ушел бы из цирка и выбрал какое-то иное будущее.
— Что в планах у омского цирка, что ждет нас, зрителей, в 2021 году?

— Вышел федеральный закон об ответственном отношении к животным, и все организации, которые с ними работают, обязаны в следующем году получить лицензии – это одна из задач нашей «внутренней кухни». Теперь регламентированы требования к помещениям, где содержат животных, размеры вольеров, питание… Должны быть сертификаты на все виды продуктов, определенные наборы медикаментов, оборудование ветеринарного кабинета… все это у нас и было, и есть, но придется поработать с документами, чтобы подтвердить, что мы соблюдаем все правила.

Гастроли шоу-программы Гии Эрадзе «Песчаная сказка» продлятся в цирке до 25 апреля. Программа задержалась у нас больше, чем на год, поэтому перед тем, как принимать новую, понадобится качественная санитарная обработка помещений, ремонт и так далее. В июне омичей ждет новая программа, очень сильная и насыщенная.

Искренне надеюсь, что 1 сентября откроем нашу цирковую студию для всех желающих. Сейчас в ней обучаются ребята из детского дома №4, однако мы бы хотели, чтобы знания и умения наших преподавателей были бы доступны большему количеству омичей. Пандемия внесла свои коррективы в наши планы, но не кардинальные: мы хотим, чтобы студия стала большой, принимала ребятишек не только из детдома и стала настоящей цирковой школой. Для этого есть все предпосылки, а главное, есть огромное желание.

— Елена Филипповна, как вы сами планируете отметить День цирка?

— На работе, принимая гостей и проводя экскурсии: планирую 17 апреля лично открыть экспозицию и в роли гида рассказать нашим гостям об истории омского цирка.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website