Евгений Кармаев:
«Есть только миг…»

Известный омский фотограф, фотокорреспондент Евгений Кармаев любимой профессии посвятил тридцать восемь лет. Десятого апреля он отмечает свое шестидесятилетие. За плечами — тысячи репортажей, сотни творческих командировок, множество фотовыставок, дипломов, наград.

Евгений по-прежнему убежден, что главные кадры — еще впереди. Ведь вся наша жизнь, по сути, состоит из неповторимых мгновений. Задача фоторепортера — увидеть и запечатлеть самое главное. А для этого нужен азарт. И, безусловно, особый талант.
Известный омский фотограф, фотокорреспондент Евгений Кармаев любимой профессии посвятил тридцать восемь лет. Десятого апреля он отмечает свое шестидесятилетие. За плечами — тысячи репортажей, сотни творческих командировок, множество фотовыставок, дипломов, наград.

Евгений по-прежнему убежден, что главные кадры — еще впереди. Ведь вся наша жизнь, по сути, состоит из неповторимых мгновений. Задача фоторепортера — увидеть и запечатлеть самое главное. А для этого нужен азарт. И, безусловно, особый талант.

С комсомольским задором

С комсомольским задором

Его школьное детство пришлось на семидесятые годы. Рос, как большинство омских мальчишек той поры. Любимая 109-я школа в Нефтяниках, игры со сверстниками, кружки по интересам... Маме, Светлане Евгеньевне, трудившейся на железной дороге, сын проблем не доставлял.

— Примером во всем был дед по материнской линии, — вспоминает Евгений. — Меня и назвали в честь него, он тоже Евгений Петрович Кармаев. Боевой офицер, фронтовик, капитан Красной армии, кавалер ордена Красной Звезды… Конечно, своим дедушкой я гордился. В последние годы он был директором дрожжевого завода. Даже публиковал свои заметки в «Омской правде», куда я впоследствии пришел работать. Однажды, уже фоторепортером, я побывал на этом заводе. Было очень приятно слышать от ветеранов производства: «А мы ведь знали вашего дедушку, помним его…»
Фотографией общительный парнишка из Нефтяников увлекся в седьмом классе. За компанию с приятелями пришел в клуб «Тимуровец» при местном домоуправлении, записался в фотокружок.

— Занятия вел студент «политеха» Малютин. У него была крутая для того времени камера «Зенит», — вспоминает Евгений. — Искусство «останавливать мгновения» меня увлекло. Благодарен судьбе, что застал эпоху аналоговой черно-белой фотографии. Это вам не «цифра» с фотошопом. «Мокрая» лаборатория, где проявляли пленку — вот где волшебство, где настоящая магия! Ну и химия, конечно — проявители, закрепители… Знал адреса всех омских магазинов, где можно купить фотопленку. Нравилась и сама атмосфера кружка. Мы не только познавали техническую часть фотографии, а еще и много общались. Пили в клубе чай, играли в теннис. Помню, после школы купим с приятелями хлеба и банку кабачковой икры, уплетаем за обе щеки. Потом с удовольствием занимаемся в фотокружке, «колдуем» над снимками. Уже тогда понял, что фотография — мое призвание. А разве забудешь свой первый фотоаппарат «Смена 3М»? После школы решил поступать в технологический техникум, на специальность «фототехника». Хотя позже получил высшее образование, главные основы профессионального мастерства заложил техникум, ныне это колледж. Сотрудничаю с ним пятнадцатый год, являюсь председателем экзаменационной комиссии по специальности «техника и искусство фотографии». И сам постоянно учусь новому…
Важную роль в судьбе будущего фоторепортера сыграл известный омский фотограф и педагог Борис Чигишев. Его студия в старом здании городского Дворца пионеров гремела на всю страну, снимки учеников были представлены на всесоюзных конкурсах. Наставником Борис Васильевич был строгим и требовательным. Учил, что самодисциплина для фотографа — прежде всего.

Своим наставником Евгений Кармаев считает и фотокорреспондента Сергея Крузмана. Познакомился с ним после первого курса техникума, когда по совету педагога пришел в редакцию «Молодого сибиряка».

— Сергей Гаврилович был мастером фотожурналистики и хорошим человеком, — рассказывает Евгений. — Открытым, доброжелательным, с чувством юмора. Мы подружились. Работать в молодежной газете было интересно. А вскоре пришла повестка из военкомата. На службу не рвался — хотел сначала окончить техникум. И все же об армейском опыте не жалею. Во время службы в Красноярском крае освоил военную профессию химика-дегазатора. Сейчас это войска химзащиты, а у нас был взвод.
— Диплом получил, уже вернувшись из армии. Одно время работал фотографом на заводе синтетического каучука. Вскоре был зачислен в штат «Молодого сибиряка». Несколько лет был фотокором «Вечернего Омска». А в 1998-м пришел в «Омскую правду». Начинал свой путь в профессии, когда газеты и журналы пользовались огромной популярностью, были главным источником информации. Авторитетами в фотографии для меня были известные московские фоторепортеры Павел Кривцов, Александр Тягны-Рядно, Александр Секретарев, который позже погиб на афганской войне.

Давняя дружба связывает со многим омскими фотографами. Многому учился у коллег старшего поколения. Смотрел, как готовятся к репортажу, выбирают нужный ракурс, общаются с героями... Например, Борис Викторович Метцгер всегда старается расположить к себе людей шутками-прибаутками, чтобы получились отличные кадры. У фотографа не должно быть завышенной самооценки: мол, я великий, ни к чему мне на кого-то равняться. А учиться надо всегда… Помню, в 90-е годы представилась возможность побывать в Новосибирске, не семинаре одного американского фоторепортера. У него были свои технические приемы. Посмотрел, как делает репортажные снимки на железнодорожном вокзале. Было познавательно, ведь у каждого репортера свои приемы, наработанные годами «фишки»…
Надо признаться, Евгения Кармаева знаю много лет, одно время даже вместе работали. С ним комфортно готовить репортажи — профессионал! Знаешь: фотокорреспондент не подведет, он один из тех, с кем можно пойти в разведку. Обязательный, собранный, позитивный… Только однажды видела его во время съемки расстроенным. Готовили репортаж из дома ребенка, где лежат «особенные» дети: обездвиженные, с тяжелыми недугами. Женя фотографировал их максимально тактично, без подробностей. Было видно, что он всей душой сочувствует обездоленным ребятишкам. Чего в нем нет – так это профессионального цинизма, стремления заглянуть в замочную скважину.

— Знаешь, мне чужды фотографы, которые всю жизнь гоняются за «чернухой», чтобы продать подороже, — признается собеседник. — Нельзя переступать определенные границы, нравственные нормы. Наше поколение так воспитано, и «прогибаться под изменчивый мир» не вижу оснований. Важно сохранить в себе человека.

Да, мне по душе беспокойная газетная работа. Ненормированный рабочий день, постоянные поездки, встречи с разными людьми. Благодаря этой профессии проживаю не одну жизнь, а множество. Всегда пытаюсь понять, как и чем живут мои герои...
По признанию Евгения, ему близка социальная фотография, жизнь без гламура и глянца. Интересно запечатлеть согбенную под тяжестью лет старушку, с трудом переходящую улицу. Стайку беззаботных ребятишек. Колоритного бомжа. Пронзительный взгляд бездомной собаки. Сюжеты, которые вызывают эмоции, заставляют думать, сопереживать…

В его фотоархиве много портретов известных персон. Ветеранов войны, политиков, ученых, врачей, аграриев, бизнесменов, звезд эстрады, спорта, артистов, музыкантов… Часто на съемку отводятся считанные минуты. И за эти мгновения надо найти ключик к человеку, чтобы он раскрылся, не выглядел на снимке «зажатым». К героям очередного репортажа Евгений Кармаев часто обращается со словами: «Улыбочку, с комсомольским задором!» — и те расцветает на глазах. Так появляется еще один типично «кармаевский» снимок — технически и композиционно выверенный, отражающий характер персонажа.

Репортаж длиною в жизнь

Репортаж длиною
в жизнь

Снимки Евгения Кармаева можно увидеть не только в омской прессе. Его работы публиковали газеты «Правда», «Известия», «Российская газета», «Комсомольская правда», «Сельская жизнь», «Собеседник», «Семья», журналы «Огонек» и «Смена». Сотрудничал с агентством «Фото ИТАР-ТАСС». Очерки о талантливом молодом фоторепортере из Омска в свое время публиковали центральные издания — «Журналист» и «Советское фото». Он неоднократно становился лауреатом и победителем российских и международных фотоконкурсов, а его фотографии побывали во многих странах мира. В 1995 году персональная выставка Е. Кармаева «Жизнь моя — фотография» была представлена в Софии и Будапеште. Многим памятна его экспозиция «Спаси и сохрани», посвященная столетию Омской епархии.
Дорогой Евгений!

От коллектива редакций «Сибирь и Я» и «ВОмске» поздравляем вас с юбилейной датой. Шестьдесят лет — возраст мудрости и расцвета. От души желаем, чтобы ваш «фоторепортаж длиною в жизнь» так же успешно продолжался, а вдохновение и госпожа Удача оставались надежными спутниками. Крепкого здоровья, позитивного настроя, ярких впечатлений, неисчерпаемого запаса сил и энергии для новых дел, семейного благополучия, больших творческих побед, репортерского драйва и успеха в любых начинаниях!
— За эти годы в Омске прошло немало моих выставок, — рассказывает Евгений. — Сначала в голове рождается идея, а потом начинается работа над ее воплощением. Так родилась экспозиция «Последний год тысячелетия второго. Омск. Омичи. 2000» в историко-краеведческом музее. В экспозицию вошли репортажные снимки, охватывающие период с 1 января по 31 декабря. Все фотографии сняты на черно-белую пленку, проявлены, отпечатаны. Благодарен за помощь Владимиру Галюшеву, моему бывшему педагогу из технологического колледжа. Фоном для фотографий стали переснятые газетные полосы. Большой, кропотливый труд…

Накануне 300-летия Омска мой собеседник решил отразить жизнь города в серии фотографий. Лучшие из лучших вошли в его большой фотоальбом «Фоторепортаж длиною в год». Репортажные снимки в нем соседствуют с портретами известных омичей. Тираж фотоальбома разлетелся мгновенно, сегодня это библиографическая редкость.
— Много лет работаю только с профессиональной камерой «Никон», — приоткрывает секреты своей творческой кухни Евгений Кармаев. — Стараюсь быть в курсе технических новинок, тенденций в мировой фотографии. Цифровую фотографию порой критикуют. Говорят, что она в чем-то важном проигрывает аналоговой. А я жалею, что «цифра» не появилась раньше. Хотя переход на цифровой формат дался непросто — мое сердце много лет принадлежало черно-белой аналоговой фотографии. И все же именно «цифра» открыла для репортажной съемки огромные возможности. Одна из них — за считанные секунды отправлять снимки хоть на другой конец планеты. Сегодня фоторепортеру во многом помогает техника. Съемку с верхней точки может проводить квадрокоптер с камерой. Не надо с риском для жизни взбираться на крыши, строительные леса, как было раньше. И все же главное — голова и руки фотографа. Его взгляд на жизнь, гражданская позиция, оценка людей и событий.

Возможно, когда-нибудь подготовлю фотовыставку, посвященную омским событиям 2020 года, связанным с пандемией коронавируса. Для представителей журналистского цеха год тоже стал серьезным испытанием. Остались фотографии. Думаю, будет интересно…

В движении

— Так звезды сошлись, что и с будущей женой, и со многими друзьями познакомился благодаря репортерской профессии, — признается Евгений. — Много лет, что называется, дружим семьями с журналистом, главным редактором и издателем Людмилой Максимовой. Познакомились в далеком 1982 году. Я тогда работал в «Молодом сибиряке». Получил задание — сделать снимок передовика с агрегатного завода. А Людмила в то время была внештатным корреспондентом молодежной газеты. Трудилась в заводской многотиражке «Металлист», жила в общежитии. Сделали ту фотозарисовку о передовике. Общение переросло в многолетнюю дружбу.
С легкой руки Людмилы познакомился со своей будущей женой Эльвирой. Она родом из Чебоксар, приехала в Омск по распределению. Однажды Людмила рассказала, что у них в общежитии есть хорошая девушка. Причем, похожая на меня, как родная сестра. А потом пригласила в гости, на чай. Так мы познакомились с Элей. Искра между нами пробежала сразу. Вскоре создали семью. Свадьбу сыграли 22 июля 1983 года. Жена много лет работала на телефонной станции. Мы оба по гороскопу Овны. Несмотря на разногласия, когда каждый отстаивает свою точку зрения, дружно живем без малого сорок лет. Вместе и в радости, и в горе. Супруга в полном смысле слова — хранительница очага. Прекрасная жена и мама, отличная хозяйка. Вырастили двоих детей. Сын Максим окончил технический университет по специальности «связи с общественностью». Увлекся компьютерной обработкой фотографий. А потом неожиданно для меня тоже стал профессиональным фотографом. Дочь Александра тоже получила высшее образование в техническом университете, работает экономистом на нефтезаводе.
Семья — мой надежный тыл. Если дома все хорошо, то и работа спорится. Для меня лучший отдых — смена деятельности. Мы с Элей заядлые дачники. Отдыхаем душой за городом, на своем участке. Супруге нравится работать на земле, выращивать овощи, цветы. А мне больше по душе строительно-хозяйственные дела: прибить, починить, грядки вскопать, баньку протопить... Баня — особый ритуал. Зимой из парной обязательно выхожу на снег, обливаюсь ледяной водой. А в теплое время года собираемся с соседями по даче, поем под гитару…

Хобби моего героя тоже связано с профессией. Много лет коллекционирует «винтажные» фотоаппараты, изображения и статуэтки фотографов. Раньше собирал анекдоты про фотографов. Технику из своей коллекции использует как антураж своих выставок: старые камеры, кассеты, экспонометры хранят особую ауру ушедшего времени.
— Не приемлю термин «профессиональное выгорание», — признается Евгений. — У фоторепортера огонек в глазах должен гореть всегда! Без профессионального азарта ничего не достигнешь. Моя задача — оказаться в нужное время в нужном месте. Увидеть и запечатлеть главное. Если повезет — побывать там, где никто из коллег еще не был. Репортер должен быть легким на подъем. Уметь дорожить каждым мгновением. Как в той песне: «Есть только миг — за него и держись…»

В преддверии юбилея всегда принято подводить итоги. Евгений Кармаев считает, что ему выпала счастливая судьба. Не было мучительных поисков своего пути, горьких ошибок, разочарований. Фотография для него — и увлечение, и страсть, и профессия. Всегда ощущал поддержку близких людей. Главная мечта — чтобы семья и работа вдохновляли и радовали еще много-много лет...
ДОСЬЕ

Дата и место рождения: 10 апреля 1961 года, город Омск.

Образование: Омский технологический техникум Минбыта РСФСР (1983), Кемеровский государственный институт культуры (1992).

Семья: жена Эльвира, сын Максим, дочь Александра.

Звания, награды: почетная грамота Правительства Омской области, почетный знак «Честь. Достоинство. Профессионализм» Союза журналистов России, почетная грамота Минкомсвязи России, благодарственные письма губернатора Омской области, мэра города Омска, поощрения УМВД России по Омской области, Законодательного Собрания Омской области, дипломы Министерства культуры Омской области и др.

Участие в творческих союзах: член Союза журналистов России, председатель фотосекции при Омском отделении Союза журналистов России.

Увлечения, отдых: дача, коллекционирование старой фототехники, статуэток и изображений фотографов.

Любимая певица: Алла Пугачева.

Любимый актер: Олег Даль.

Любимые фильмы: советская киноклассика, комедии Л. Гайдая, «Земля Санникова» А. Мкртчяна и Л. Попова.

Любимая песня: «Есть только миг» Л. Дербенева.
Первая публикация в журнале
«Сибирь и Я»
Первая публикация в журнале «Сибирь и Я»
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website