Следующие полчаса мы, не удержавшись, хохочем в голос, потому что Татьяна рассказывает очень смешно. Про команду «Валяйся!» («лапы не ровно, а вот так, смотрите, на бочок»). Про то, как со своим подопечным говорит: «сегодня учим глазки» («крайне важно, чтобы собака умела смотреть в глаза»). Про то, что собака не понимает речь, а лишь эмоции – и если вы говорите ей «молодец» сквозь зубы, она, бедняга, слышит что-то не особо ласковое и даже грубое.
– Для человека, который произносит «Ко мне!» или «Сидеть!», особой нет разницы. А для собаки… «Сидеть» – это как гвоздь прибить к стулу. А «Ко мне!» – это счастье великое, ликование, это «ах, султан назвал меня любимой женой!» И когда человек зажат, не может выразить эмоции, мне приходится его бить…
– Как бить, чем? – перестаю смеяться.
– Ладошкой. По спине. На уровне диафрагмы. Выбиваем с ним на правильном дыхании: МО-ЛО-ДЕЦ. Выдыхаем вместе, убираем телесные зажимы, учимся хвалить. С собакой надо так эмоции выражать, будто вы из космоса вернулись на Землю, хоть уже и не чаяли…
Еще на тренировки приглашают фигуранта – это тот самый «счастливчик», что в защитном костюме держит удар, когда на него со скоростью 50 км/час несется, оскалив зубы, разъяренная собака, готовая не просто вцепиться в рукав, а буквально вломиться – всей своей массой в солнечное сплетение. Фигурант должен быть физически развит, знать психологию и анатомию собаки, – разъясняет Татьяна. С ней работает крутой фигурант: единственный в Омске, который способен уходить с линии атаки. Оказывается, это хитрое искусство, и владеют им не все: кого выкидывает на развороте, кто-то падает, кто-то ломает собаке челюсть… А тут нужно и загасить скорость, и не навредить ни себе, ни псу, и обучить – все одновременно. Даже отдать рукав собаке нужно так, чтобы она радовалась не тому, что смогла его умыкнуть, а чтобы насладилась победой – по-своему, по-собачьи, но правильно и осознанно.